Всего на сайте моделей 3445   модификаций  9397

Автомобиль как произведение искусства

Можно ли считать автомобиль произведением искусства?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться с тем, что же такое искусство и каковы его универсальные критерии. Обычно под искусством понимают особый способ познания действительности, который проявляется в выражении чувств и отношения к окружающему через художественный образ, понятный не только автору, но и другим людям. Искусство - это форма творчества, и его результатом всегда становится материальная вещь - художественное произведение. В широком смысле слова таким произведением можно считать любой продукт конструктивной человеческой деятельности, так как творчество выражает внутренний мир творца и приводит к созданию чего-то нового. Но значит ли это, что любой автомобиль, спроектированный человеком, является произведением искусства? Безусловно, как между настоящим шедевром и низкопробным китчем лежит огромная пропасть, так и сделанный на заказ дорогой классический автомобиль резко отличается от современной бюджетной модели, изготовленной на автоматизированном конвейере.

Главным признаком настоящего произведения искусства является его эстетическая ценность. Но красота - понятие относительное, а любые оценки - субъективны. Тем не менее, существуют общепризнанные критерии, позволяющие отделить зёрна от плевел и оригиналы от копий. В любом искусстве есть бесспорные идеалы, которые признаются если не большинством, то по крайней мере узким кругом настоящих ценителей. Это относится и к автомобилям: можно выделить целый список моделей, продаваемых на аукционах за миллионы долларов, а если конкретный экземпляр ещё и имеет свою историю, гоночные победы или знаменитых владельцев, то он вообще бесценен. Коллекционеры классики охотятся за такими машинами не меньше, чем за картинами или скульптурами известных художников.

“[про Mercedes-Benz 540K Special Roadster]...гармония и баланс линий и массы...которые просто не поддаются никакому мыслимому улучшению. Это скульптурное совершенство...Многие люди со вкусом считают, что автомобиля прекраснее никогда не будет спроектировано и построено.” (Гриффит Борхесон, автомобильный историк)

Некоторые критики придерживаются мнения, что искусство не может иметь практического применения и является ценностью само по себе. В таком случае красота исключает полезность, а форма - функцию, поэтому автомобиль - просто сложный механизм и средство передвижения. Но разве нельзя назвать искусством создание машин, механизмов, отдельных агрегатов или инженерных сооружений? Например, бензиновый двигатель, - если он разработан талантливым инженером, имеет высокую производительность, хорошо настроен, достаточно надёжен и выдаёт отличный звук, - чем он хуже картины, скульптуры или музыкального произведения? Иногда в такой двигатель может быть вложено больше времени, энергии и творческих способностей, чем в какую-нибудь гравюру, книгу или кино, а его работа подобна звуковой симфонии. Это нисколько не умаляет значения традиционных видов искусства, просто для каждой эпохи есть свои ценности и приоритеты. В наше время такие сферы, как промышленный дизайн, кинематограф, компьютерные технологии и автомобилестроение гораздо более востребованы, чем живопись, театр, пластика или инструментальная музыка.

“Мода, по определению, это мимолётная привычка или обиход по правилам, соответствующим вкусам времени. Хороший дизайн не стареет, он остаётся актуальным всегда и становится классикой. Плохой дизайн никогда не позволит вам забыть о нём и будет преследовать вас вечно”. (Уильям Митчелл, автомобильный дизайнер)

Мы живём в эпоху постмодерна и массовой культуры, когда всё предельно рационализировано и приспособлено под глобальные рыночные стандарты, но в то же время парадоксально, непостоянно и свободно от любых канонов и условностей. То, что раньше называлось искусством, теперь превратилось в коммерческую деятельность по изготовлению стандартизированных предметов потребления, ориентированных на усреднённый вкус. Распространение на сферу искусства либеральных принципов свободы мысли и плюрализма привело к абсолютной творческой раскрепощённости, ценностному релятивизму, отрицанию сформированных ранее эстетических критериев и стиранию границ между искусством и другими формами самовыражения. Как результат, сегодня наблюдается глубокий культурный кризис, охвативший все виды искусства, включая и автомобильное. Машин становится всё больше и больше, они теряют свою индивидуальность, превращаются в однообразный и низкокачественный товар для потребителей. Но так было не всегда: ещё в середине прошлого века практически каждый автомобиль, независимо от марки, класса и стоимости, представлял собой оригинальную, самобытную идею, воплощённую в металле руками десятков человек.

"Искусство производит уродливые вещи, которые часто становятся красивее с течением времени. Мода, наоборот, производит красивые вещи, которые всегда становятся уродливыми со временем" (Жан Кокто, французский писатель и сценарист)

Французский архитектор Ле Корбюзье понимал под архитектурой "...Искусство строить дома, дворцы или храмы, суда, автомобили, вагоны, самолёты; домашнее, промышленное или торговое оборудование...". Такое широкое определение даёт основания считать автомобили и другой транспорт частью городского архитектурного ансамбля. Действительно, автомобиль, как и здание, имеет функциональное назначение (размещение внутри людей и грузов), построен по законам механики и оформлен в соответствующем своему времени стиле. Его кузов - это фасад с окнами и дверями, салон - это интерьер помещения с мебелью и отделкой, а шасси - это внутренний каркас с несущим основанием. Но автомобиль - не просто дом, но ещё и дом на колёсах, что позволяет ему выполнять ещё одну функцию - движение. Он совмещает в себе признаки статуи, жилого здания и термодинамической машины, является "движущейся скульптурой".

“Подобно кинематографу и рок-музыке, создание автомобиля - коллективное действие”. “На примере машин люди понимают, как неодушевлённые предметы могут вызывать сильные эмоции” (Стивен Бейли, основатель и директор Лондонского музея дизайна)

Автомобиль - не просто произведение искусства, это произведение искусства особого рода. Его можно считать синтезом сразу нескольких видов искусства: инженерного, архитектурного, художественного и даже музыкального. Эти пласты накладываются в нём друг на друга, образуя комплексный, завершённый шедевр. Если сравнивать автомобиль, скажем, с картиной, то его комплексный характер сразу становится очевиден. Картина - произведение одного художника: ему принадлежит идея, и он же воплощает её от начала до конца. Картина остаётся эксклюзивным оригиналом и попадает в какой-нибудь музей, где единственное её назначение - доставлять эстетическое наслаждение посетителям. Совсем другое дело - раритетный автомобиль. Во-первых, он спроектирован целой командой конструкторов: инженерами, дизайнерами экстерьера и интерьера, маркетологами и т.д. Во-вторых, машина собирается вручную уже другими людьми: специалистами по механике, металло- и деревообработке, отделке и покраске. Причём собирается обычно не в единственном экземпляре, а целой серией, и в дальнейшем ценность модели будет зависеть от количества сохранившихся единиц. В-третьих, автомобиль имеет не только эстетические, но и чисто практические функции: даже самый редкий и дорогой олдтаймер можно использовать в качестве повседневного средства передвижения.

Кроме того, автомобиль, в отличие от картины, можно изменять и совершенствовать в процессе эксплуатации. Правда, чем дальше он уходит от оригинального состояния, тем меньше его ценность для коллекционеров, даже если модификация заключается в замене механической части на более современную при сохранении кузова в нетронутом виде. Однако есть и исключения: найденный на свалке недорогой классический автомобиль, превращённый в custom-кар или хот-род, может стоить дороже аналогичной модели, отреставрированной в первоначальном виде. Иногда владельцы стремятся выделить свои машины из общей массы, используя аэрографию, которую считают самостоятельным видом художественного искусства. Собственно, аэрограф отличается от художника только тем, что рисует не кистью по холсту, а баллоном краски по металлу. Не случайно ведь профессионально сделанные арт-кары можно встретить в музеях современного искусства.

Наконец, ещё один важный момент: произведение искусства должно передавать чувства и восприятия его автора. В этом отношении любая инженерная машина будет оставаться мёртвым железом, но только не автомобиль. Работая над его кузовом, дизайнер черпает вдохновение из разных областей: он может воплотить в металле геометрические формы, природные объекты, архитектурные детали, части авиационной или ракетной техники и т.п. Достаточно упомянуть позаимствованные у военных самолётов хвостовые стабилизаторы 50-х гг., стилизованную под фасад античного храма решётку радиатора Rolls-Royce и клиновидную форму кузова спорткаров 70-х гг. Замысел конструктора раскрывается не сразу и далеко не каждому. Дизайн экстерьера - это только внешняя оболочка, доступная для всеобщего обозрения. Салон - это уже внутренняя часть машины, она принадлежит только пассажирам. Скорость, мощность, управляемость и другие характеристики автомобиля тоже закладываются его создателями, но насладится ощущениями от вождения может лишь тот, кто находится за рулём.

Итак, на вопрос, поставленный в начале статьи, ответ будет однозначно утвердительным. Более того, автомобиль не просто является частью искусства, но и открывает в нём новые горизонты. Однако, как и в любом искусстве, среди всей массы машин следует различать истинные шедевры, просто хорошо продуманные и сделанные экземпляры и откровенно уродливые поделки чьих-то бездарных рук. Наш сайт посвящён тому, чтобы выделить автомобили, достойные называться произведениями искусства и войти в перечень культурного наследия человечества.